[Болг. Араповски манастир «Света Неделя»], Болгарской Православной Церкви. Расположен в 8 км восточнее г. Асеновград, близ с. Арапово (совр. Златоврых). Возник в 1856 г. как монашеская община, преобразованная через 3 года в обитель. Расположение А. м. на открытом пространстве в поле не характерно для болг. мон-рей, к-рые устраивались обычно на холмах, в предгорьях или в горах, и обусловлено нахождением вблизи него св. источника. Отсюда и специфическая черта внешнего облика А. м., напоминающего средневек. крепость, хотя сами постройки не имеют фортификационного назначения и традиционны для эпохи болг. национального возрождения. Строительство соборного храма, трехнефного с 3 апсидами, было начато в 1856 г. мастером Стою, избравшим в качестве образца соборы Горно-Воденского и Бачковского мон-рей; освящен в 1859 г. в честь св. Недели. Средства на постройку и украшение храма были собраны населением окрестных сел; имена дарителей сохранились в ктиторских надписях над сев. и юж. вратами храма. В 1928 г. купол храма пострадал от землетрясения, восстановлен и заново расписан худож. Н. Эвровым в 1930 г. В 1856-1859 гг. был возведен П-образный корпус, огибающий храм с востока, запада и севера (сохранился только зап. двухэтажный келейный корпус); позднее в юго-зап. углу пристроили Г-образное крыло (восстановлено в 1935). В 60-х гг. XIX в. на юго-востоке монастырского двора появилась трехэтажная жилая башня высотой ок. 9 м (отреставрирована в 70-х XX в.), по преданию, в ней неоднократно находил убежище легендарный родопский гайдук Ангел Воевода. В 1870 г. над св. источником (перед сев. вратами) была поставлена часовня - однонефная постройка с апсидой и массивным цилиндрическим сводом; расписана в 1875 г. В 1929 г. в зап. части А. м. построена колокольня.
Собор был расписан в 1864 г. худож. А. Атанасовым и, возможно, его учеником, активным участником болг. национального движения, худож. Г. Данчовым. Атрибуция основана на частично уцелевшей надписи: «...1864 юни 13 писа Георги». Поскольку Данчову в период росписи было всего 18 лет, нек-рые исследователи полагают, что речь может идти о др. мастере. Надпись над оконной нишей в алтарной апсиде сообщает, что украшению церкви содействовал «игумен Мулдавской обители архим. Софроний», впосл. игумен А. м. Среди росписей храма - житийные циклы св. Недели, вмц. Параскевы, св. Иоанна Предтечи; в апсиде - изображение Божией Матери «Ширшая Небес». На части фресок, датируемых 1870 г., изображены 10 сцен из жизни святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия: создание слав. азбуки, проповедь св. Кирилла народу, смерть и погребение св. Кирилла и др. Патриотическая тенденция, характерная для искусства периода болг. возрождения, нашла отражение в наличии среди образов храма изображений болг. святых: блгв. царя Бориса II,, свт. Илариона Мегленского, епископов Марко Преславского и Иеронима Пловдивского, Патриархов Иоакима и Евфимия II Тырновских, мч. Онуфрия Габровского и др., отдельно представлен житийный цикл прп. Иоанна Рыльского (10 сцен), в т. ч. изображение встречи святого с болг. царем Петром.
В отличие от большинства обителей Пловдивского округа, где служили на греч., богослужение в мон-ре совершалось на болг. языке. В 1862 г. при мон-ре была открыта школа с преподаванием на болг. языке. В обители подвизались деятели болг. национального движения архимандриты Софроний и Сергий. В период игуменства архим. Софрония и при участии архим. Герасима была оборудована мастерская, выпускавшая эстампы патриотического содержания, распространяемые по всей стране. Широко известна литография, посвященная покровительнице мон-ря св. Неделе работы асеновградского мастера Димитра. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. мон-рь был сожжен отступавшими башибузуками и восстановлен после освобождения страны от османского ига. В наст. время в мон-ре 3 монаха. Монастырский комплекс объявлен памятником культуры национального значения.